Тема: Заглавная буква Я.
Цель: сформировать у учащихся зрительно-двигательный образ заглавной буквы Я; научить писать заглавную букву и соединение с другими буквами в слогах и словах; учить использовать в учебной деятельности основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.; обеспечить развитие умения осуществлять контроль и оценку результатов деятельности; воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности, аккуратность и старание.
Оборудование: учебное пособие «Пропись 2» (с. 23, 48); калька; демонстрационная слоговая таблица или карточки с напечатанными слогами («согласный + гласный», «гласный + согласный»); плакаты «Основные правила письма» из УНП «Введение в школьную жизнь»; образцы написания строчной буквы Я из учебного наглядного пособия «Демонстрационный набор письменных букв» (далее — УНП «Демонстрационный набор букв»); презентация с интерактивной демонстрацией написания буквы.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Актуализация опорных знаний.
На доске написаны буквы с недостающими элементами.
- Назовите буквы и допишите недостающие элементы.
Чтение слов на доске
Ян моя Мария
Яна Зоя Виктория
Яков Рая яблоко
- Подумайте, какая буква использовалась для написания слов? Почему?
- Какие одинаковые звуки есть в каждом слове?
- Дайте характеристику звуку [й’а].
Повторение основных правил письма:
правильная посадка, положение тетради на парте, умение держать ручку (карандаш). Действия сопровождаются стихотворением.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою-
Ручку я вот держу
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Сегодня на уроке мы научимся конструировать из элементов и писать букву Я.
- Наша цель - к концу урока научиться писать заглавную (большую) букву Я.
- Этап усвоения новых знаний и способов действия
Сравнение букв Я и я. Чем отличаются эти буквы? (Размером.)
Анализ графической формы заглавной буквы Я.
Условный знак «Рассмотри, выдели элементы». Сопоставление печатных и письменных образов букв.
- На что похожа буква Я?
- Где «живет» буква Я в алфавите? Покажите.
- Где располагается Заглавная буква Я? (В рабочей строке и межстрочном пространстве)
Зрительное выделение элементов буквы Я.
- Заглавная буква Я состоит из плавной наклонной линии, которая пишется снизу вверх; малого овала; прямой линии с закруглением внизу вправо.
Упражнение «Пазлы». Назовите элементы буквы. Учитель демонстрирует образец на доске и напоминает последовательность его написания; учащиеся повторяют в воздухе.
- Обведите в пазлах по контуру элементы буквы Я.
Конструирование букв из элементов. По усмотрению учителя буквы конструируются из элементов демонстрационного или индивидуального набора.
- Хором повторяем название буквы: «Заглавная буква Я».
Мы сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых пальцам дать,
Надо ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Мы попрыгаем немного.
Введение нового способа действия
Демонстрация учителем написания буквы Я на доске.
- Целостный образ буквы с подробным комментарием:
- Начинаем писать выше нижней линейки рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию с овалом вверху: слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведем, отклоняясь вправо, плавную линию вверх, закругляем влево, ведем к середине нерабочей строки, опускаем вниз, закругляем вправо, касаемся верхней линейки, «закрываем» овал и выводим линию до середины нерабочей строки. Сверху вниз пишем прямую линию с закруглением внизу: ведем прямую вниз, не доходя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.
2. Образец написания буквы по отдельным элементам.
3. Целостный образ буквы с кратким комментарием:
Письмо в воздухе буквы Я с опорой на зеркальный образец учителя, по ладошке и т. д. Учащиеся ставят руку на локоть и ручкой в воздухе пишут букву Я.
Условный знак «Образец учителя». Образец последовательного написания буквы Я (с. 23) используется в качестве опоры для выделения двигательных элементов буквы.
- В любой момент вы, ребята, можете посмотреть на строку-подсказку и вспомнить последовательность написания буквы. Учащиеся анализируют образец, выделяя двигательные элементы буквы.
По усмотрению учителя используется мультимедийная презентация с видеороликом о написании заглавной буквы Я.
Обучение написанию заглавной буквы Я
Условный знак «Пропиши» Пропишите строку с увеличенной буквой для лучшего зрительного восприятия ее элементов, освоения последовательности написания буквы и закрепления движений руки.(с.23 )
Тренировочное упражнение: письмо заглавной буквы Я через кальку. Учащиеся обводят образец заглавной буквы.
В качестве дополнительных тренировочных упражнений предлагается использовать письмо по трафарету, письмо на ладошке обратным концом ручки и др.
Письмо заглавной буквы Я по элементам и целиком: письмо по вспомогательным пунктирным линиям и самостоятельно. Строки прописываются учащимися с остановками для отдыха и самоконтроля.(с.23)
- Во время отдыха выберите самую красивую букву, подчеркните ее, обведите кружком или поставьте под выбранной буквой точку. По усмотрению учителя флажок можно раскрасить. Учитель предлагает продолжить работу, ориентируясь на ту букву, которая получилась лучше остальных.
Самоконтроль с использованием кальки. Буквы на кальке учащимися скопированы, поэтому их можно использовать в качестве образца для самоконтроля. Учащиеся берут кальку, на которой ранее тренировались писать, и выбирают лучшую букву. Совмещают ее с последней написанной ими буквой в прописи. Делают вывод о сходстве букв.
Самооценка выполненной работы с использованием линеечки на полях.
Физкультминутка для глаз «Часовщик»
Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)
Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот резал, этот ел,
Этот пальчик чистить стал,
Обучение письму слов с заглавной буквой Я (с. 23)
- Прочитайте слова: Яна, Ядвига.
- Почему эти слова написаны с большой буквы?
Демонстрация учителем на доске написания каждого слова и объяснение способа соединения букв (верхнее, нижнее, среднее соединение). Обведение учащимися одного слога по пунктирной линии.
Письмо слов по алгоритму
Обучение чтению рукописных слогов «согласный+гласный» со строчной буквой я
Чтение слогов, написанных печатными буквами (с. 23).
Чтение пар слогов: печатный слог + рукописный слог (вя — вя).
Чтение слогов, написанных рукописными буквами.
Обучение письму слогов и слов со строчной буквой я.
Демонстрация учителем на доске написания одного слога и объяснение способа соединения букв (верхнее, нижнее, среднее соединение).
Письмо слов по алгоритму
Обучение письму предложений, включающих слова с заглавной буквой Я. Освоение алгоритма списывания
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 23 и составьте устно предложение по картинке.
- Прочитайте предложения, записанные письменными буквами.
Дядя Яков – моряк.
Ярко горит маяк.
- Сколько слов в первом предложении? (3) Во втором предложении? (3)
Организуется списывание предложения по алгоритму:
- чтение предложения, записанного письменными буквами;
- постановка в словах ударения, подчеркивание или постановка точки под безударной гласной;
- подчеркивание «опасного» места: заглавной буквы в начале предложения (написание большой буквы на слух определить нельзя);
- повторение предложения по памяти (образец закрыт),
- обведение образца по пунктирной линии с проговариванием каждого слова предложения по слогам (самодиктовка вполголоса);
- самостоятельное письмо предложения с проговариванием слов по слогам (самодиктовка вполголоса),
- самопроверка: чтение предложения, постановка ударения, подчеркивание безударной гласной, «опасного места», сравнение с образцом.
Самостоятельное письмо предложения. Самооценка с использованием линеечки на полях.
Отработка навыка чтения рукописных букв. Чтение слогов из письменных букв на с. 48 прописи.
- Рефлексивный анализ учащимися результатов учебной деятельности. Подведение итогов урока.
- Какую букву научились писать на уроке? (Хором повторяют её название: «Заглавная буква Я».) Учитель хвалит всех за работу.
- Цель урока достигнута: вы умеете писать букву Я, слоги и слова с этой буквой.
- Что вам больше всего понравилось на уроке? С каким настроением заканчиваете урок.