Тема: Власть римских императоров
Цели: формировать умение характеризовать и оценивать деятельность римских императоров; способствовать формированию умений работать с текстом учебника, с текстами исторического документа, продолжить работу по формированию картографических навыков, воспитывать интерес к предмету
Оборудование: карта, портреты императоров.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня мы продолжим изучать историю Древнего Рима и познакомимся с темой «Власть римских императоров». Записываем её в тетрадь. На уроке мы познакомимся с полномочиями императоров, их делами и судьбами. А также попробуем дать оценку их правлению и ответим на вопрос, который актуален и сейчас: каким же должен быть правитель, политик в современном мире? Для этого мы с вами будем работать с разными источниками информации: учебником, документами, дополнительной литературой. Надеюсь. Вы будете активными, внимательными. Ну а начнём, как обычно, с проверки домашнего задания.
- Проверка домашнего задания.
Тест.
- Вооруженная борьба за власть в государстве между различными группами населения – это ……………………………………………….
- В ходе одной из таких войн к власти пришел ………………………….
- Выражение «Перейти Рубикон» означает …………………………….
- Цезарь был убит 15 марта …………………………………. г. до н. э.
- Слово император обозначает …………………………………………..
- Первым императором Рима стал ………………………………………
- Взаимопроверка по ключу.
1. гражданская война, 2. Юлий Цезарь, 3. Решительные действия, 4. 44г. до н.э., 5. Военачальник, полководец, 6. Октавиан Август.
- Объяснение нового материала.
– Вспомните определение понятия империя? Все последующие императоры стали называть себя цезарями. Созданный Августом государственный строй просуществовал 300 лет. За это время сменились десятки императоров, приходили они к власти по-разному: по решению сената, в результате государственных переворотов и гражданских войн. Все императоры жили в роскошных дворцах, имели слуг.
6. Работа с учебником.
Составление схемы «Полномочия императоров» (1 человек у доски).
7. Физкультминутка «Алфавит».
8. Работа с учебником. Заполнение таблицы
Император |
Дела и судьбы |
Август (работа с документом) |
|
Тиберий (выступление) |
|
Нерон (выступление о поджоге Рима) |
|
Траян (наилучший император) |
|
Диоклетиан (для любознательных) |
9. Закрепление.
-Какие способы расширения и укрепления власти использовали римские императоры?
- Правление, какого из римских императоров было, на ваш взгляд, успешным, а какого - нет?
- Какие изменения в управлении государством произошли, когда республика стала империей?
- Какими качествами должен обладать правитель, политик в современном мире?
10. Игра «Ассоциации»
11. Домашнее задание. Выставление отметок.
12. Рефлексия.
Приложение 1
Проверка домашнего задания. «Закончи предложение»
- Вооруженная борьба за власть в государстве между различными группами населения - это_____________________________________
_________________________________________________________
- В ходе одной из таких войн к власти пришел _____________________
_________________________________________________________
- Выражение «Перейти Рубикон» означает ________________________
_________________________________________________________
- Цезарь был убит 15 марта ____________________________ г. до н. э.
- Слово император обозначает __________________________________
_________________________________________________________
- Первым императором Рима стал ________________________________
Проверка домашнего задания. «Закончи предложение»
- Вооруженная борьба за власть в государстве между различными группами населения - это_____________________________________
_________________________________________________________
- В ходе одной из таких войн к власти пришел _____________________
_________________________________________________________
- Выражение «Перейти Рубикон» означает ________________________
_________________________________________________________
- Цезарь был убит 15 марта ____________________________ г. до н. э.
- Слово император обозначает __________________________________
_________________________________________________________
- Первым императором Рима стал ________________________________
Проверка домашнего задания. «Закончи предложение»
- Вооруженная борьба за власть в государстве между различными группами населения - это_____________________________________
_________________________________________________________
- В ходе одной из таких войн к власти пришел _____________________
_________________________________________________________
- Выражение «Перейти Рубикон» означает ________________________
_________________________________________________________
- Цезарь был убит 15 марта ____________________________ г. до н. э.
- Слово император обозначает __________________________________
_________________________________________________________
- Первым императором Рима стал ________________________________
Приложение 2
Работа с документом.
Греческий историк Геродиан об Августе
С тех пор как единовластие перешло к Августу, он освободил итальянцев от труда, лишил их оружия и окружил государство укреплениями и военными лагерями, поставил нанятых за определённое содержание воинов как охрану Римской державы, обезопасил государство, оградил его большими реками, твердыней рвов и гор.
Вопрос. Пользуясь документом, докажите, что Октавиан Август укрепил Римскую державу.
Работа с документом.
Греческий историк Геродиан об Августе
С тех пор как единовластие перешло к Августу, он освободил итальянцев от труда, лишил их оружия и окружил государство укреплениями и военными лагерями, поставил нанятых за определённое содержание воинов как охрану Римской державы, обезопасил государство, оградил его большими реками, твердыней рвов и гор.
Вопрос. Пользуясь документом, докажите, что Октавиан Август укрепил Римскую державу.
Работа с документом.
Греческий историк Геродиан об Августе
С тех пор как единовластие перешло к Августу, он освободил итальянцев от труда, лишил их оружия и окружил государство укреплениями и военными лагерями, поставил нанятых за определённое содержание воинов как охрану Римской державы, обезопасил государство, оградил его большими реками, твердыней рвов и гор.
Вопрос. Пользуясь документом, докажите, что Октавиан Август укрепил Римскую державу.