Новости проекта
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Музыка, 2 класс

Дата: 6 августа 2020 в 10:07

Урок  «Путешествие в страну Оперу»

         Цель: обобщение и закрепление знаний о характерных особенностях оперы как жанра  на основе оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

         Задачи:

  1. учебно-образовательные: систематизировать знания об опере «Волк и семеро козлят», о выразительности песни в опере, моделировать представления об элементах оперного спектакля в собственных инсценировках учащихся;
  2. развивающие: развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма, музыкальный слух, ассоциативно-образное мышление, воображение, художественное восприятие учащихся;
  3. воспитательные:  воспитывать любовь к искусству, прививать интерес к классическому жанру – опера.

         Тип урока: урок-путешествие;

         Оборудование:

  1. персональный компьютер,  демонстрационный экран, мультимедийный проектор;
  2. презентация;
  3. музыкальный центр;
  4. сцена;
  5. музыкальная шкатулка;
  6. детские музыкальные инструменты.

         Наглядно-дидактический материал:

  1. игрушка волк;
  2. костюмы козлят, мамы – козы, петушка, принцессы.
  3. детская колыбелька с игрушкой козленка;
  4. карточки с цифрами 1, 2, 3;
  5. медали;
  6. цветочки;
  7. телеграмма;
  8. нотки и смайлики красного, синего, зеленого цвета, нотная тетрадь.

         Музыкальный материал:

  1. фонограмма-минус  песни «Голубой вагон» музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского;
  2. фонограмма-минус песни «Добрый жук» музыка А. Спадавеккиа, слова Е.Шварца;
  3. фонограмма-плюс «Тема Малыша» из оперы «Волк и 7 козлят» музыка М.В. Коваля;
  4. песня «Серый волк»;
  5. фонограмма-плюс «Тема Болтушки», тема «Песенка Всезнайки», «Тема Бодайки», «Тема Топтушки» музыка  М.В. Коваля;
  6. песня «Семеро козлят» (заключительный хор) музыка М.В.Коваля;
  7. песня «Колыбельная мамы – козы» из оперы «Волк и 7 козлят» музыка М.В.Коваля;
  8. русская народная песня «Во саду ли в огороде».

Ход урока

         1.Организационный момент:

         (вход в класс под музыку песни «Семеро козлят»). Ребята проходят мимо учительского стола, берут на нем нотку, соответствующую по цвету их настроению и кладут ее в одну из трех ячеек (красная нотка – очень хорошее настроение, зеленая – хорошее, синяя – не очень хорошее).

         Прозвенел звонок для вас,

         Все зашли вы дружно в класс.

         Улыбнитесь для друзей

         И урок начнем скорей.

         Уч.: Здравствуйте, ребята.

         -Здравствуйте.

        2.Актуализация знаний:

         Слайд 1:

         Уч.: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в музыкальное путешествие.

         Слайд 2:

         В дороге  хочу напомнить вам, что на протяжении всего урока вы все свои ответы оцениваете сами вот такими смайликами (на слайде показаны смайлики трех цветов красного, зеленого, синего – самооценка). В конце урока подведем итоги, как вы работали. Итак, мы отправляемся с вами в путешествие. Но, чтобы узнать, куда мы поедем, для вас приготовлено задание.

         Слайд 3:

         Перед вами «музыкальная шкатулка». В ней находится табличка с названием жанра музыкального спектакля, в котором действующие лица поют на сцене в сопровождении оркестра. Какое слово написано на табличке? (опера). Правильно, опера.

         Слайд 4:

         3.Основная часть:

         Тема нашего урока «Путешествие в музыкальную страну - Оперу».

         Слайд 5:

         Вот на этом паровозике мы отправляемся в музыкальное путешествие. Сядьте все правильно, приготовьте ручки. Под музыку вы будете изображать руками движение крутящихся колесиков. Поехали! (Звучит фонограмма-минус песни «Голубой вагон»)

         Слайд 6:

         Уч.: Первая станция «Театральная».

         Представьте, ребята, что вы оказались в театре. На этом слайде вы видите Национальный академический Большой театр оперы и балета г.Минска. В нем можно посмотреть оперы, балеты.

- на чем выступают артисты? (на сцене)

         Слайд 7:

         Перед вами находится сцена, на которой вы сегодня будете в роли артистов петь, играть на детских музыкальных инструментах, слушать музыкальные произведения, а так же будете и слушателями в этом зале. (в кабинете сделана мини-сцена для выступлений учащихся)

- какие музыкальные спектакли проходят на сцене театра? (опера, балет)

- кто участвует в этих спектаклях? (артисты)

         Уч.: Сегодня мы будем путешествовать по музыкальным станциям уже знакомой вам оперы. Вспомним, кто в ней принимает участие. (звучит фонограмма-минус  песни «Добрый жук». Входит  «Принцесса-Песня»)

         Слайд 8:

         Уч.: Ой, ребята, посмотрите, кто же это появился на нашей сцене? Вы, наверное, сказочная фея?

         Принцесса: Я – принцесса оперы.

         Уч.: Ребята, как зовут принцессу оперы? (песня) А почему ее так зовут? (учащиеся отвечают, что песня это основной жанр в опере)

         Принцесса: Пришла я к вам, ребята, для того, чтобы подружиться с вами, поучаствовать в исполнении песни.

- кто из вас знает, что такое опера? (это музыкальный спектакль, в котором артисты поют). Верно.

- какие жанры встречаются в опере? (песня, танец, марщ)

         Уч.: Принцесса – песня, сейчас прозвучит музыкальный фрагмент из оперы, а ребята должны отгадать:

- как называется опера, о которой сегодня пойдет речь?

         Слайд 9:

         1. Звучит тема Малыша – закрепление пройденного материала. (опера «Волк и 7 козлят»)

         - как называется этот фрагмент оперы? (тема Малыша)

         - какие жанры в ней встретились? (песня, марш)

         (Слышится стук. Из-за ширмы появляется игрушка-волк)

         Уч.: Ребята, посмотрите, к нам еще гость пожаловал. Кто это? (волк) Волк говорит мне на ушко, что хочет вместе с вами и принцессой – песней петь. Присаживайтесь, уважаемые гости. (Принцесса берет волка и присаживаются)

         Слайд 10:

         Уч.: Ребята, вспомните по  отрывку мелодии, как называется песенка, которую сейчас вы будете исполнять? (наиграла) (песенка «Серый волк»).

         - в каком характере звучит эта песня? (весело, радостно, отрывисто)

         2.Песня «Серый волк» - распевание. Выразительное исполнение, работа над чистым интонированием, текстом, дыханием.

         Принцесса: Молодцы, порадовали нас своим пением. Нам пора идти к другим ребятам. До свидания (уходят).

         Уч.: А мы продолжаем наше музыкальное путешествие.

         Следующая станция «Вспоминай-ка».

         - вспомните, какие герои есть в этой опере? (мама – коза, волк, козлята, петушок). У каждого козленка есть свое имя, у каждого из них свой характер. Сейчас по музыкальным фрагментам вы должны вспомнить, о каком козленке идет речь и как звучит его песня?

         Слайд 11:

         3. Тема «Болтушка», тема «Песенка Всезнайки» - закрепление, слушание.

         - охарактеризуйте песню Болтушки, Всезнайки.

         Слайд 12:

         А теперь ваш класс разделим на 2 звена: 1 ряд – первое звено; 2 ряд – второе звено. У каждого звена будет свое задание:

         1 звено внимательно слушает песню №1, а 2 звено слушает песню №2. По звучанию этих песен вы должны определить, о каких героях оперы идет речь.

         Итак, первое звено слушает песню. Как называется эта тема? (тема Топтушки)

         4. Тема «Топтушка» - закрепление, слушание.

         - опишите ее характер (весело, отрывисто, задорно)

         - какие жанры встретились в песне? (песня, танец)

         Второе звено слушает свою песню. Как эта тема называется? (тема Бодайки)

         5.Тема «Бодайка» - закрепление, слушание.

         - охарактеризуйте песенку Бодайки. (громко, сердито, упрямо)

         - какие жанры встретились в песне? (песня)

         Уч.: Что-то вы, ребята, засиделись.

         На станции «Полянка здоровья»  давайте немножко разомнемся. Поиграем в игру «Согласен – не согласен». Выходите на нашу полянку (на полу лежат цветочки).

         6.Физкультминутка «Согласен – не согласен». При положительном ответе на вопрос вы будете хлопать, а при отрицательном ответе – кивать головой.

         Слайд 13:

         - согласны ли вы, что в опере поют только солисты? (учащиеся кивают головой отрицательный ответ)

         - согласны ли вы, что в опере принимают участие солисты, хор, вокальные ансамбли? (учащиеся хлопают положительный ответ)

         - согласны ли вы, что музыку в опере играет только фортепиано? (учащиеся кивают головой отрицательный ответ)

         Слайд 14:

         - согласны ли вы, что в опере артисты могут петь и говорить на сцене? (учащиеся кивают головой отрицательный ответ)

         - согласны ли вы, что в опере принимают участие танцоры? (учащиеся хлопают  положительный ответ)

         - согласны ли вы, что в опере музыку исполняет оркестр? (учащиеся хлопают положительный ответ)

         Слайд 15:

         - согласны ли вы, что в опере марш и танец подчеркивают выразительность песни (учащиеся хлопают положительный ответ)

         - согласны ли вы, что оркестром управляет дирижер? (учащиеся хлопают положительный ответ)

         Слайд 16:

         - согласны ли вы, что оперу «Волк и семеро козлят написал композитор» Михаил Иванович Глинка? (учащиеся кивают головой отрицательный ответ)

         - согласны ли вы, что оперу «Волк и семеро козлят» написал Мариан Викторович Коваль? (учащиеся хлопают положительный ответ) Присаживайтесь.

         Уч.: Следующая станция «Вокальная».

         - как вы думаете, чем вы будете заниматься? (петь)

         Правильно. Сейчас я для вас простучу ритмический рисунок песни из оперы «Волк и семеро козлят», которую вы хорошо знаете. Вы должны отгадать, как называется песня, которую вы сейчас вместе будете исполнять?

         Слайд 17:

         (песня «Семеро козлят» заключительный хор)

         - кто ее исполняет в опере? (хор)

         - что такое хор? (певческий коллектив) (учащиеся надевают маски – козлят, выразительно исполняют хором песню у доски)

         7. Песня «Семеро козлят» (заключительный хор) - выразительное исполнение хором учащихся.

Уч.: На доске вы видите цифры 1,2,3. Сейчас, ребята, вы еще раз вспомните, сколько музыкальных жанров встретились в песне «Семеро козлят», и вы должны стать к той цифре, которую вы считаете правильным ответом. (правильный ответ: цифра 3 – песня, танец, марш). Хорошо, присаживайтесь.

         - ребята, отгадайте загадку:

         Эту песню нам пела мама,

         Когда колыбель качала.

         О какой песне  идет речь? (о колыбельной)

         Слайд 18:

         Уч.: Вспомните, кто исполняет в опере колыбельную? (мама-коза)

         8. «Колыбельная мамы – козы». (девочка в костюме мамы-козы исполняет колыбельную, качая малыша в люльке)

         - о чем рассказывается в этой песне? (о том, как мама – коза укладывает детей спать)

         Послушайте ещё раз эту песню.

         «Колыбельная мамы – козы» - закрепление, слушание.

         - какой характер этой песни? (напевный, плавный, спокойный)

         - как называется высокий женский голос, который исполняет эту песню? (сопрано)

         - как называют исполнителя, который выступает один на сцене? (солист)

         Уч.: В опере участвуют не только певцы – исполнители, но и музыканты, которые играют на разных музыкальных инструментах.

         Следующая станция «Оркестровая».

         - вспомните, как называется коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах? (оркестр).

         Слайд 19:

         - кто руководит оркестром? (дирижер)

         Сейчас вы будете в роли оркестровой группы. Нам  нужно выбрать дирижера. (выходит учащийся в роли дирижера) На шумовых музыкальных детских инструментах вы будете аккомпанировать песню «Во саду ли, в огороде».

         9. Игра на детских шумовых инструментах под песню «Во саду ли в огороде» русская народная песня.

         4. Заключительная часть:

         (Стук в дверь. Вбегает петушок)

         Петушок: Ребята, у меня для вас срочная телеграмма от серого волка. Он украл принцессу – песню и попросил для вас зачитать телеграмму.

         Уч.: Читай же скорей, петушок.

         Петушок: (читает) «Ребята, если вы правильно ответите на все мои вопросы, то я отпущу принцессу – Песню. Волк».

         Уч.: Давай же скорей, петушок, конверт с заданием. Будем отвечать на вопросы.

         Слайд 20:

         1. Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах? (оркестр)

         2. В какую музыкальную страну вы сегодня путешествовали? (в страну Оперу)

         3. Как называется коллектив исполнителей, которые поют все вместе? (хор)

         4. Какой музыкальный жанр является ведущим в опере? (песня)

         5. В каком городе находится Национальный академический Большой театр? (г. Минске)

         Уч.: Вот тебе, петушок, правильные ответы ребят. Отнеси их волку и покажи, чтобы он отпустил принцессу – Песню.

         Петушок: До, свидания!

         Слайд 21:

         Уч.: Сейчас, ребята, нам пора возвращаться из театра в школу. Последняя станция, на который мы остановимся, называется «Познай-ка». Приготовили свои ручки – вновь изображаем движущиеся колесики (звучит фонограмма-минус  песни «Голубой вагон»).

         Вот мы вновь на уроке и на станции «Познай-ка» мы подведем с вами итоги нашего занятия. Подсчитайте, сколько смайликов сегодня вы заработали красного цвета, зеленого и синего. Каких смайликов по цвету оказалось больше, такого цвета смайлик рисуете к себе в нотную тетрадь на последней страничке.

         Слайд 22:

         Уч.: Молодцы, ребята. За ваше активное участие на уроке – путешествии вам вручаются вот такие медальки «До-ми-солька»!

         5. Рефлексия:

         Слайд 23:

         На этом наш урок окончен. (Уходя из класса, ребята снова берут нотки и кладут в одну из трех ячеек, показывая тем свое настроение после проведенного урока. Красная нотка – очень хорошее настроение, зеленая – хорошее, синяя – не очень хорошее).

         До свидания!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.